Навигация Поиск по сайту | Физическое воспитание
Копилка здоровья Цель физического воспитания в детском саду - формирование у детей основ здорового образа жизни. Основные задачи по физическому воспитанию направлены на укрепление здоровья, физического и психического развития, на создание эмоционального благополучия, позволяющие обеспечить гармоничное развитие каждого ребёнка. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению родителей, укладу жизни семьи. Надеемся, что советы, размещенные на этой странице, помогут правильно организовать здоровый образ жизни детей.
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дети - такие непоседы! Но не для того, чтобы усложнять жизнь взрослым, а просто такова физиологическая потребность молодого организма. Противоестественно и недальновидно заставлять детей сидеть на месте - это насилие над растущим организмом. Поэтому родителям надо реже употреблять окрики "не бегай", "не прыгай", "не крутись" и так далее, а направлять энергию детей в правильное русло с помощью физкультуры для детей. Благодаря детской физкультуре есть шанс, что в будущем ребёнок самостоятельно будет заниматься физкультурой, а также снижается вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом - плоскостопие, сколиоз и так далее. Ведь большинство взрослых болячек родом из детства.
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ВОЗРАСТА 2-3 ЛЕТ Идеальный вариант - именно с этого возраста начинать приучать детей к физкультуре. В 2-3 года дети импульсивны, легко возбуждаются и утомляются, поэтому длительность занятий должна быть 3-5 минут, включая 4-5 упражнений. Каждое упражнение надо повторять 4-6 раз, большое количество повторений будет утомлять ребёнка. Все упражнения детской физкультуры должны показывать родители и делать вместе с детьми. "Птички" - ноги слегка расставлены, руки опущенные висят вдоль тела. Развести руки в стороны, помахать ими и опустить. "Птички пьют" - ноги шире плеч, руки внизу. Наклон вперёд, руки отвести назад, выпрямиться. "Прыг-скок" - ребёнок стоит произвольно и выполняет подскоки на месте. Можно чередовать с ходьбой. "Хлопки" - ноги слегка расставлены, руки опущены, висят вдоль тела. Поднять руки вперёд, хлопнуть, опустить. "Пружинки" - ребёнок стоит произвольно. Мягкие пружинистые полуприседания на месте.
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ В этом возрасте во время выполнения физкультурных упражнений надо начинать следить за правильной осанкой (особенно положение стоп и позвоночника). Правильное положение стоп - носки разведены немного шире, чем пятки, ребёнок опирается на всю поверхность стопы, а не отдает предпочтение внешнему или внутреннему краю. Для правильного формирования позвоночника надо следить, чтобы плечи были на одном уровне, а туловище не наклонялось влево или вправо без необходимости. Голову ребенок не должен сильно наклонять вперед или запрокидывать назад - взгляд направлен прямо. Тренировка состоит из 3-4 упражнений по 4-6 повторений. "Ветер качает деревья" - ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны в стороны, руки вверх. "Собираем грибы" - ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, изобразить собирание грибов, выпрямиться. "Листочки" - лёжа на спине, руки свободны. Перевернуться на живот, перевернуться на спину. "Зайчики" - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Прыжки на месте, можно чередовать с ходьбой. "Велосипед" - лёжа на спине, руки и ноги выпрямлены. Выполнять сгибание и разгибание ног в коленях - поехали на велосипеде. Опустили ноги. "Птички" - ноги слегка расставлены, руки внизу. Сесть на корточки, изобразить пальцами руки "как птичка клюет".
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В этом возрасте надо обратить особое внимание на развитие стопы, так как при неблагоприятных условиях может начать формироваться плоскостопие. Зарядка должна состоять из 4-5 физкультурных упражнений с 5-6 повторениями. Начинаем тренировку с небольшой разминки - ходьба на носках, а затем на пятках в течение 30 секунд (это хороший способ профилактики плоскостопия), а уже затем переходить к основной части занятий. "Повороты" - стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот вправо, развести руки в стороны, вернуться в исходное положение. То же в левую сторону. "Наклоны" - сидя, ноги скрестить "по-турецки", прямые руки в упоре сзади. Выполнить наклон вперед, хлопнуть ладонями по полу перед ногами, хлопнуть ладонями как можно дальше, хлопнуть ладонями перед ногами и вернуться в исходное положение. "Неваляшка" - лежа на спине, руки на затылке, локти выставлены вперед. Повернуться на бок, а затем вернуться в исходное положение. Затем поворот на другой бок и возвращение в исходное положение. "Подпрыгивание с поворотом" - ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 6-8 подпрыгиваний с поворотом вокруг себя. "Приседание с мячом" - ноги параллельны, мяч удерживаем двумя руками внизу. Присесть - мяч в прямых руках перед собой, спину держать прямо, взгляд не опускать. Вернуться в исходное положение. "Переложи мяч" - ноги на ширине плеч, обе руки опущены вниз, в правой руке мяч. Поднять обе руки вперед, переложить мяч в левую руку, вернуться в исходное положение. Поднять обе руки и переложить мяч в правую руку, вернуться в исходное положение.
ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В этом возрасте имеет смысл начинать обращать внимание на дыхание ребёнка - во время выполнения упражнений делать выдох, при возвращении в исходное положение - вдох. А также не забывать о формировании стопы и позвоночника. "Достань до пятки" - стоя, ноги на ширине плеч, руки висят. Прогибаясь назад, слегка согнув колени, стараться правой рукой дотянуться до пятки правой ноги. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой руки и ноги. Вернуться в исходное положение. Повторить 3-5 раз для каждой руки. "Лошадки" - ноги на ширине плеч, прямые руки вперед. Поднять правую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, с одновременным махом обеих прямых рук назад. Вернуться в исходное положение. Выполнить такое же движение для левой ноги. Повторить 3-5 раз для каждой ноги. "Шагаем руками по стене" - ноги на ширине плеч, стоять лицом к стене на расстоянии шага, руки касаются стены на уровне груди. Перебирая руками по стене, наклониться до пола - выдох, тоже движение, но выпрямляясь - вдох. Повторить 4-6 раз. "Следы" - ноги на ширине плеч, лицом к стене, руки на поясе. Поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. Выполнить такое же движение другой ногой. Повторить 3-5 раз для каждой ноги. "Ножницы" - ноги на ширине плеч, спиной к стене, руки в стороны, касаться ладонями стены. Прямые руки скрестить перед грудью - выдох. Вернуться в исходное положение, касаясь ладонями стены - вдох. "Шагаем ногами по стене" - сидя лицом к стене, ноги согнуты, ступни прижаты к стене, руки в упоре сзади. Переставляя ноги по стене, выпрямить их. Вернуться в исходное положение. Дыхание в произвольном ритме. Выполнить 4-6 раз. Выполнять физические упражнения с детьми можно как каждый день, так и через день в удобное для родителей время - эти факторы принципиально не влияют на положительный результат. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ На зарядку становись - формируем привычку Подвижные игры для детей на свежем воздухе зимой «Физкультура и спорт – залог здоровья» (конспект) Рекомендации родителям по профилактике плоскостопия «Система взаимодействия ДОУ и семьи по физическому воспитанию дошкольников» Тропа здоровья Приоритетными направлениями в деятельности МБДОУ детский сад «Алёнушка» с.Владимировка Ивнянского района Белгородской области являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. В детском саду создана необходимая материально техническая база для укрепления и сохранения здоровья детей. В помещениях детского сада и на его территории в соответствии с санитарными нормами и правилами оборудован спортивный зал. Деятельность по созданию условий для охраны здоровья воспитанников строится на основе нормативно правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней и в соответствии с локальными актами: уставом, образовательной программой детского сада, годовым планом и приказами. Особое внимание уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, родители и сами дети. Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2015 году в детском саду была организована «Тропа здоровья», которая позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Основными целями организации «Тропы здоровья» являются: - профилактика плоскостопия; - улучшение координации движения; - повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; - улучшение эмоционально психического состояния детей; - приобщение детей к здоровому образу жизни.
Создавалась тропа здоровья поэтапно.
Первый этап – создание творческой группы и проведение информационных совещаний по реализации «Тропы здоровья». В состав группы вошли: заведующая детским садом Чернова Т.Д., воспитатель Лысенко Н.С. (руководитель группы). На обсуждение были вынесены следующие вопросы: - методика оздоровления детей с помощью «Тропы здоровья»; - охрана жизни и здоровья воспитанников во время пребывания на объекте; - режим функционирования «Тропы здоровья» (приложение 1); Администрацией МБДОУ детский сад «Алёнушка» были разработаны следующие документы: приказ об организации функционирования «Тропы здоровья» в летний период (приложение 2), инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «Тропе здоровья» (приложение 3), ежедневный план закаливающих мероприятий (приложение 4).
«Тропа здоровья» длиной 5 м и шириной 50 см имеет разное покрытие:
Тропа здоровья расположена рядом со спортивной площадкой. Это наиболее подходящее расположение для подобного объекта на участке ДОУ, хорошо освещается солнцем. Как известно, солнечный свет стимулирует деятельность иммунной системы и повышает защитные силы детского организма, но под прямыми солнечными лучами воспитанники должны находиться под наблюдением медицинского персонала. Для игр и упражнений применяются нетрадиционные атрибуты, изготовленные руками родителей и педагогов, – дорожка со следами, массажный коврик. Учитывая, что в летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на свежем воздухе, «Тропа здоровья» задействуется максимально в течение дня. Родители и педагоги с удовольствием проводят вечерние часы на «Тропе здоровья», выполняя рекомендации по восстановлению сил после тяжелого рабочего дня:
Ежедневные занятия детей на «Тропе здоровья» способствуют улучшению эмоционально - психического состояния дошкольников, формирования правильной осанки, желания дошкольников заниматься на свежем воздухе, босиком. |
МБДОУ детский сад «Алёнушка» с. Владимировка Ивнянского района Белгородской области | 309130, Белгородская область, Ивнянский район, с. Владимировка, улица Горовца, дом 32 | Тел. 8 904 0957307 |